О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О
судоустройстве РСФСР" Верховный Суд РСФСР "изучает и обобщает
судебную практику, анализирует судебную статистику и дает
руководящие разъяснения судам по вопросам применения
законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел.
Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны
для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по
которому дано разъяснение".
Хотя данная норма не отменена, некоторые ученые и практические
работники полагают, что она вступила в противоречие с положением
ст. 120 Конституции Российской Федерации о том, что "судьи
независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и
федеральному закону", и поэтому должна действовать лишь в части, не
противоречащей Конституции Российской Федерации и Федеральному
конституционному закону "О судебной системе в Российской
Федерации".
Иными словами, предлагается исходить из того, что разъяснения
Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения действующего
законодательства не могут быть обязательными для судов при
рассмотрении ими конкретных дел и материалов.
В этой связи представляется необходимым определиться по
вопросу о роли содержащихся в постановлениях Пленума Верховного
Суда РФ разъяснений и их значении для практики федеральных судов
общей юрисдикции.
По нашему мнению, значимость этих разъяснений отмечена в
Конституции Российской Федерации, а именно: в ст. 126 наряду с
другими полномочиями Верховного Суда РФ указано на его полномочие
давать разъяснения по вопросам судебной практики.
То обстоятельство, что в отличие от содержания ст. 56 Закона
РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в ст. 126 Конституции Российской
Федерации не говорится о том, что указанные разъяснения являются
руководящими, на наш взгляд, ни в коей мере не означает, что их
можно игнорировать. Напротив, толкование текста ст. 126 Конституции
дает основание для вывода о том, что дача Верховным Судом РФ
разъяснений по вопросам судебной практики является таким же
равноценным его полномочием, как и другие полномочия, перечисленные
в этой статье.
Роль и значение разъяснений Верховного Суда РФ для судебной и,
в целом, правоприменительной практики можно проиллюстрировать на
следующих примерах.
В принятой 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации
закреплено, что каждый имеет право на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и что
ограничение этого права допускается только на основании судебного
решения (ст. 23). Кроме того, Конституцией гарантированы
неприкосновенность жилища, а также то, что никто не вправе
проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в
случаях, установленных федеральным законом, или на основании
судебного решения (ст. 25).
Эти новые для отечественного законодательства положения,
установившие судебный контроль за действиями, нарушающими
конституционные права граждан, безусловно вызвали трудности у судов
при практическом их применении.
Во избежание разнобоя в применении указанных норм Конституции
Пленум Верховного Суда РФ принял 24 декабря 1993 г. постановление
N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст. 23 и 25
Конституции Российской Федерации", в котором дал ряд разъяснений и
тем самым ответил на множество поступавших из судов вопросов.
В частности, Пленумом разъяснено, что материалы,
подтверждающие необходимость ограничения прав, указанных в ст.ст.
23 и 25 Конституции, предоставляются судье уполномоченными на то
органами и должностными лицами в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством и Законом Российской
Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской
Федерации", принятым Государственной Думой 5 июля 1995 г. По
результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное
постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или
следственные действия, связанные с ограничением права на тайну
переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений или с проникновением в жилище, либо об отказе в этом.
Разъяснено также, что в случае, если судья не дал разрешения
на проведение указанных действий, уполномоченные на то органы и
должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в
вышестоящий суд.
Это постановление Пленума, сыгравшее важную роль в
стабилизации практики судов по рассмотрению названных выше
материалов, действует и в настоящее время, оказывая помощь судьям в
правильном применении законодательства.
Другой пример. В связи с принятием Конституции Российской
Федерации в практике разрешения конкретных судебных дел возник
вопрос о том, как быть, если суд придет к выводу о противоречии
подлежащего применению закона Конституции.
Ответ на этот и ряд других вопросов был дан в постановлении
Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых
вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия". В нем, в частности, обращено внимание
судов на то, что согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской
Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое
действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В
соответствии с этим конституционным положением судам при
рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного
нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом
правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию
Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Суд,
разрешая дело, применяет Конституцию, когда придет к выводу, что
федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации
до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит
ей, либо когда федеральный закон, принятый после вступления в силу
Конституции, противоречит соответствующим ее положениям.
В качестве примера действенной помощи судам в правильном
толковании и применении закона, которую оказывают разъяснения
Пленума Верховного Суда РФ, можно сослаться также на его
постановление от 29 сентября 1994 г. N 6 "О выполнении судами
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27
апреля 1993 г. N 3 "О практике судебной проверки законности и
обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей"
(в редакции постановления Пленума от 25 октября 1996 г. N 10). В
нем разъяснено, что в соответствии со ст. 9 Международного пакта о
гражданских и политических правах, вступившего в силу 23 марта 1976
г. (нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской
Федерации являются составной частью правовой системы Российской
Федерации и имеют верховенство над ее внутренним
законодательством), каждому, кто лишен свободы вследствие ареста
или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство
его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести
постановление относительно законности его задержания и
распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
Исходя из этого, жалоба лица, задержанного по подозрению в
совершении преступления, его защитника или законного представителя
относительно законности и обоснованности задержания должна
приниматься судом к производству и разрешаться по существу
применительно к порядку и основаниям, предусмотренным
уголовно-процессуальным законодательством.
Как видно из приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда
РФ, их цель - не только обратить внимание судов на необходимость
правильного толкования законов, но и обязать разрешать дела в
точном соответствии с действующим федеральным законодательством,
общепризнанными принципами и нормами международного права.
В этой связи представляется, что содержащиеся в постановлениях
Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам судебной
практики обязательны для судов, поскольку такие разъяснения,
основанные на требованиях закона, способствуют правильному
толкованию и единообразному применению закона на всей территории
Российской Федерации и помогают избежать судебных ошибок.
Если исходить из того, что разъяснения Пленума обязательными
для судов не являются, то возникают вопросы о том, была ли
необходимость закреплять на конституционном уровне положение о даче
Верховным Судом РФ разъяснений по вопросам судебной практики и к
чему такие разъяснения, если их можно игнорировать?
В пользу позиции об обязательности для судов разъяснений
Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики уместно
привести и такой довод.
До принятия Пленумом постановлений с разъяснениями по
конкретной категории дел проводится большая работа по изучению
данных судебной статистики и сбору необходимых материалов как
непосредственно в Верховном Суде РФ, так и в нижестоящих судах с
выездом на места судей Верховного Суда РФ. Наряду с этим
запрашиваются справки по результатам обобщения судебной практики из
Верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им
судов. При этом акцентируется внимание на возникающих у судов
вопросах по применению законодательства и на ошибках, допускаемых
при разрешении конкретной категории дел.
Полученные материалы обобщаются и с привлечением специалистов
соответствующих министерств и ведомств, а также ученых-правоведов
разрабатывается первоначальный вариант проекта постановления
Пленума Верховного Суда РФ с разъяснениями по наиболее важным
вопросам, от решения которых зависит качество осуществления
правосудия по той или иной категории судебных дел. Данный проект
рассылается в нижестоящие суды для получения отзывов на него. Кроме
того, тот же проект постановления обсуждается в судебных коллегиях
Верховного Суда РФ, а также на заседании Научно-консультативного
совета при Верховном Суде РФ, после чего он дорабатывается с учетом
поступивших поправок.
В процессе этой работы приходится часто уточнять содержание
разъяснений, что, в свою очередь, приводит к необходимости
подготовки новых вариантов проекта. Затем он выносится на Пленум,
где заслушиваются и обсуждаются позиции практических работников и
ученых по каждому пункту проекта постановления. На этом же
заседании Пленума образуется редакционная комиссия из числа его
членов и иных участников обсуждения, которая дорабатывает проект с
учетом высказанных предложений и замечаний и выносит его на Пленум
для голосования.
Принятию этого документа предшествуют выступления Министра
юстиции Российской Федерации, Генерального прокурора Российской
Федерации и членов Пленума по существу доработанного проекта
постановления, и лишь после этого он принимается путем голосования,
причем по каждому его пункту.
Приведенный далеко не полный перечень вопросов, разрешаемых в
ходе подготовки и принятия постановления Пленума, свидетельствует,
на наш взгляд, не только о значимости содержащихся в нем
разъяснений, но и подтверждает вывод о необходимости обязательного
их учета при разрешении конкретных судебных дел.
Нельзя не отметить и то, что значение разъяснений Пленума как
эффективного средства оказания помощи судам в правильном применении
законов все более возрастает ввиду существенного изменения и
дополнения действующего законодательства, а также принятия
Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса
Российской Федерации и других федеральных законов.
Следует подчеркнуть, что, хотя отдельные положения
постановлений Пленума имеют характер не разъяснений, а рекомендаций
соответствующим судам (например, усилить надзор за правильным
применением законодательства нижестоящими судами либо повысить
внимание к выявлению и устранению причин правонарушений и условий,
способствовавших их совершению, и т. д.), такого рода рекомендации
также обязательны для судов, поскольку в соответствии со ст. 126
Конституции Российской Федерации на Верховный Суд РФ возложена
обязанность по осуществлению судебного надзора за деятельностью
судов общей юрисдикции.
В тесной связи с изложенным находится также вопрос о правовом
характере разъяснений Верховного Суда РФ.
Учитывая уже упоминавшуюся конституционную норму о возложении
на Верховный Суд РФ обязанности по даче разъяснений по вопросам
судебной практики, полагаем, что эти разъяснения можно расценить
как своего рода судебный прецедент.
В пользу такого вывода говорит прежде всего то, что в
постановлении Пленума по применению законодательства
сконцентрированы в обобщенном виде выработанные многолетней
судебной практикой подходы к разрешению вопросов, возникающих при
рассмотрении определенной категории гражданских либо уголовных дел,
основанные на опыте и знании многих судей, других практикующих
юристов и ученых, облекаемые в конечном счете в форму конкретных
разъяснений. В этом их принципиальное отличие от
научно-практического комментария к той или иной правовой норме,
который дается одним либо группой ученых и зиждется, как правило,
на собственном видении пути разрешения возникшей правовой проблемы.
Таким образом, можно констатировать, что содержащиеся в
постановлении Пленума Верховного Суда РФ разъяснения по вопросам
применения законодательства, основанные на требованиях закона и
обобщенных данных судебной практики в масштабах страны,
представляют собой своеобразную форму судебного прецедента и
являются ориентиром, подлежащим обязательному учету в целях
вынесения законных и обоснованных приговоров, решений, определений
и постановлений.
Как свидетельствует практика рассмотрения дел в кассационной и
надзорной инстанциях, игнорирование разъяснений Пленума Верховного
Суда РФ по применению федерального законодательства неминуемо
приводит к постановлению ошибочных судебных решений.
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации В.В.ДЕМИДОВ