13. Действия лиц, совершивших нападение
на морское судно в целях завладения чужим
имуществом, квалифицированы по ст. 227 УК РФ
(пиратство)
Определение Судебной коллегии
по уголовным делам Верховного Суда РФ
от 22 июня 2011 г. N 1-О11-20
(Извлечение)
Архангельским областным судом 24 марта 2011 г. Б., А., X.,
У., Л. и М. осуждены по ч. 3 ст. 227 УК РФ.
По приговору суда они признаны виновными в пиратстве, т. е. в
нападении на морское судно в целях завладения чужим имуществом,
совершенном организованной группой с применением насилия и угрозой
его применения, с применением оружия и предметов, используемых в
качестве оружия.
Преступление совершено на территории Балтийского моря, вне
территориальных вод какого-либо государства.
В кассационных жалобах осужденные утверждали, что у них не
было умысла на нападение на судно с целью завладения чужим
имуществом (судном и грузом). Полагали, что в момент их прибытия
на судно оно находилось в территориальных водах Королевства
Швеция, а поэтому они должны нести ответственность по законам
этого государства. Просили переквалифицировать их действия на ч. 3
ст. 211 УК РФ как угон водного транспорта и снизить срок
наказания.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ
22 июня 2011 г. приговор оставила без изменения, а кассационные
жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.
Доводы жалоб о том, что предварительной договоренности на
незаконное завладение судном и находящимся на нем грузом
осужденные не имели, никакого насилия к членам экипажа не
применяли, не соответствуют материалам дела.
Так, Л. принял предложение от С. за вознаграждение 10 тыс.
евро выполнить работу, которая заключалась в высадке в море на
торговое судно, изоляции членов экипажа и завладении судном. Цель
этих действий заключалась в проверке судна, груза и документов.
Для подготовки к высадке на судно они проводили тренировки.
23 июля 2009 г. под руководством С. он, Б., А., X., У., М. вышли
на моторной лодке в Балтийское море, где надели на себя заранее
подготовленную черную одежду и маски. В темноте догнали судно и
произвели высадку на него. После чего С. каждому из членов группы
раздал по ножу, аэрозольному устройству со слезоточивым газом и
огнестрельное оружие. Л. выдали дубинку и липкую ленту. Затем все
поднялись на ходовой мостик. Л. вошел в штурманскую рубку, где
вместе с М. связал помощника капитана, а затем самого капитана.
Далее они с М. и другими членами группы спустились по палубам вниз
и, последовательно врываясь в каюты, связывали всех находившихся
там моряков.
Подсудимый М. дал аналогичные показания, а также сообщил о
том, что они избивали моряков. Он совместно с другими в масках и с
огнестрельным оружием в руках посменно охранял распределенных по
каютам членов экипажа и при необходимости их конвоировал.
Свидетель С. дал показания о том, что высказывал капитану
судна угрозы убийством. Принудил его сообщить ложные сведения о
том, что люди, высадившиеся на судно, якобы его покинули и
плавание продолжается в обычном режиме. Вместе с остальными
членами группы он продолжал удерживать контроль над судном.
Членами группы были повреждены судовые навигационные системы и
автоматическая система идентификации судна. Принимались меры по
изменению названия судна, порта прописки. В Атлантическом океане
судно изменило курс, удаляясь от европейских государств.
Потерпевший - капитан судна З. показал, что в штурманской
рубке несколько вооруженных человек в черной одежде и масках
связали его, после чего С., угрожая пистолетом, допросил его о
местонахождении тревожной сигнализации и месте хранения
универсального ключа. Опасаясь за свою жизнь, он сообщил
интересующую информацию, используя которую, лица, напавшие на
судно, уничтожили кнопки тревожной сигнализации и получили доступ
ко всем судовым помещениям. Ему удалось передать телефонное
сообщение о нападении на судно, тогда мужчины в масках отвели его
в штурманскую рубку, где С. угрожал его жизни.
Согласно протоколу осмотра судна были повреждены
навигационные системы и спутниковая автоматическая система
идентификации судна.
Осужденные утверждали, что они были введены в заблуждение
относительно законности предложенной им на судне работы, а когда
все осознали, то вынуждены были выполнять указания С. под угрозой
расправы с его стороны. Однако эти доводы надуманны и не нашли
подтверждения в материалах дела.
К совершенному преступлению все члены преступной группы
тщательно готовились, между ними распределялись роли, каждый член
группы имел рацию и свой позывной. О предварительной
договоренности свидетельствуют согласованные и четкие действия
всех членов преступной группы при захвате судна, изоляции членов
экипажа, а также поддержание контроля над судном.
Наличие у членов преступной группы огнестрельного и иного
оружия подтверждается показаниями свидетелей и потерпевших.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что нападение на
морское судно было совершено организованной группой с применением
насилия и угрозой его применения, с применением оружия и
предметов, используемых в качестве оружия.
Доводы осужденных об отсутствии у них умысла на завладение
чужим имуществом, в частности морским судном и находящимся на нем
грузом, необоснованны.
После захвата судна, изоляции всех членов экипажа и
установления контроля над судном осужденные вывели из строя
навигационные системы и спутниковую автоматическую систему
идентификации судна, принимали меры по изменению названия судна,
изменили курс судна, удаляясь от европейских государств. Целью
захвативших морское судно осужденных являлось завладение как самим
судном, так и находящимся на нем грузом.
Утверждения, высказанные в жалобах о том, что морское судно
было захвачено членами группы в территориальных водах Королевства
Швеция, а следовательно на них не распространяется юрисдикция
Российской Федерации, не соответствуют действительности.
Суду были представлены нормативные акты Королевства Швеция,
навигационная морская карта с границами территориальных вод этого
государства. Согласно документам точка с определенными капитаном
судна координатами и соответствующая местоположению судна
расположена до входа в территориальные воды Королевства Швеция.
Вывод суда о том, что высадка и захват морского судна произошли
вне территориальных вод какого-либо государства, является
правильным.
____________