3. Абзац 2 п. 167 Инструкции по служебной деятельности
специальных подразделений уголовно-исполнительной
системы по конвоированию,
утвержденной приказом Минюста России
и МВД России от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп,
в части, предусматривающей посадку в спецвагон
осужденных и лиц, содержащихся под стражей,
в большие камеры до 16 человек,
признан недействующим со дня вступления
решения в законную силу
Решение Верховного Суда РФ
от 24 января 2012 г. N ГКПИ11-1774,
оставленное без изменения определением
Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ
от 17 апреля 2012 г. N АПЛ12-200
(Извлечение)
Приказом Минюста России и МВД России от 24 мая 2006 г.
N 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности
специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по
конвоированию (далее - Инструкция).
Абзацем 2 п. 167 Инструкции предусмотрено, что при размещении
в камерах спецвагона беременных женщин или женщин с детьми в
возрасте до трех лет нормы посадки сокращаются на 50%. При
конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в
спецвагоне не более 4 часов допускается посадка в большие камеры до
16 и в малые до 6 человек.
Абзацем 3 п. 167 Инструкции установлены нормы посадки в
спецавтомобиль грузоподъемностью 1,5 - 2 тонн - до 13 человек,
2,5 - 3 тонн - до 21 человека, 4 тонны - до 36 человек.
Б., А., Г. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением о
признании недействующими абз. 2 п. 167 Инструкции в части,
допускающей посадку в спецвагон осужденных и лиц, содержащихся под
стражей, в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек, и абз. 3
п. 167 Инструкции, ссылаясь на их противоречие общепризнанным
принципам и нормам международного права, запрещающим применение
пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения, и практике
Европейского Суда по правам человека.
Также, по их мнению, в результате применения оспариваемых
положений перевозка осужденных осуществляется в условиях, когда
площадь на одного заключенного в многоместной камере спецвагона
составляет 0,6 - 0,8 кв. м, в спецавтомобиле - 0,6 - 0,8 кв. м;
абз. 2 п. 167 Инструкции не предусматривает выделение
заключенным отдельного спального места и спальных принадлежностей.
Нахождение в таких условиях с личными вещами считали жестоким
и унижающим человеческое достоинство обращением.
Верховный Суд РФ 24 января 2012 г. заявленные требования
частично удовлетворил по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I
"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы" порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу,
устанавливается законодательством Российской Федерации и
совместными нормативными правовыми актами федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции
по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Инструкция утверждена Минюстом России и МВД России в
соответствии с предоставленными полномочиями и определяет порядок
организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под
стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования
граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию
Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без
гражданства в случае их экстрадиции, а также порядок действий
караулов и должностных лиц при происшествиях (п. 1).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными
(приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и
обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) запрещена
перевозка заключенных в условиях недостаточной вентиляции или
освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях
(подп. 2 п. 45). Согласно п. 32.2 приложения к Рекомендации
Rec(2006)2 Комитета Министров государствам - членам Совета Европы,
касающейся Европейских тюремных правил, утвержденной Комитетом
Министров 11 января 2006 г., перемещение заключенных в условиях
недостаточной вентиляции и освещения или же в любых других
условиях, создающих для них излишние неудобства или унижающих их
достоинство, запрещается.
В силу ч. 3 ст. 76 УИК РФ при перемещении осужденных им
обеспечиваются необходимые материально-бытовые и
санитарно-гигиенические условия.
В судебном заседании установлено, что для перевозки осужденных
и лиц, содержащихся под стражей, по плановым и сквозным
железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют
собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Вагоны для
спецконтингента в зависимости от модели могут быть 9-камерными
(5 больших камер и 4 малые) или 8-камерными (5 больших камер и
3 малые). Большая камера оборудована 6 полками и 1 перекидным
клапаном, рассчитанными на 5 лежачих и 8 сидячих мест, по 4
человека на каждую из двух нижних полок; малая камера оборудована 3
полками, рассчитанными на 2 лежачих и 4 сидячих места.
С 2004 года для перевозки осужденных используется вагон
ЦМВ61-4500. Согласно техническим условиям на эту модель вагон
является 8-камерным (5 больших камер и 3 малые), количество мест -
85 (10 служебных и 75 мест для спецконтингента), оснашен
вентиляцией и кондиционированием, освещением, отоплением, туалетом,
все окна в спецвагоне снабжены решетками, конструкция которых
позволяет открывать окна для проветривания вагона сдвиганием рамы
окна вниз. При этом в камерах непосредственно окон не имеется,
однако от общего коридора режимной части спецвагона они отделены не
стеной, а решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое
пространство.
Конструкция вагона, внутреннее оборудование и оснащение
помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют
требованиям, установленным Санитарными правилами по организации
пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, СП
2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 4 марта 2003 г. N 12.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от
13 октября 2011 г. абз. 1 п. 167 Инструкции, устанавливающий норму
посадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из расчета по
12 человек в большие и по 5 человек в малые камеры, признан не
противоречащим нормам международного права, федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую
силу.
Абзац 2 п. 167 Инструкции допускает посадку при конвоировании
не более 4 часов в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек.
Согласно техническим условиям большая камера имеет размер
205 x 150,9 см, малая - 205 х 100 см; длина полки составляет
205 см, ширина прохода - 47 см.
Размещение 6 человек в малой камере, оборудованной 3 полками,
рассчитанной на 2 лежачих и 4 сидячих места, не превышает проектную
вместимость, не противоречит каким-либо нормам международного или
федерального законодательства.
Как пояснил суду представитель ФСИН России, в случае посадки в
большую камеру 16 лиц они будут размещены следующим образом: по 5
человек на двух нижних полках, по 1 человеку на верхних полках, 4
человека - на средних двух и откидной полках.
Принимая во внимание размеры полок, ширину откидного клапана
(не более 47 см), суд сделал вывод, что перемещение в большой
камере, рассчитанной на 5 лежачих и 8 сидячих мест, 16 заключенных
создает для них излишние неудобства и не соответствует Минимальным
стандартным правилам обращения с заключенными. Учитывая данное
обстоятельство, суд признал недействующим абз. 2 п. 167 Инструкции
в указанной части.
В удовлетворении требований о признании недействующим абз. 2
п. 167 Инструкции в части, предусматривающей посадку в спецвагон
осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в малые камеры до 6
человек, и абз. 3 п. 167 Инструкции суд отказал, так как установил,
что они не нарушают прав и законных интересов заявителей, не
противоречат нормам международного права, федеральному закону или
другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую
силу.
_____________